nchudova (nchudova) wrote,
nchudova
nchudova

Симуляция мозга и постмодернизм в управлении

Сначала про постмодернизм в управлении РФ. В поисках ответа на вопрос «что это было?» - что это было, когда Российское государство вдруг решило отказаться от науки – я полезла в документ под названием Стратегия 2020, разработанный коллективом ВШЭ и РАГС и ставший "дорожной картой" для правительства http://2020strategy.ru/documents/32710234.html. Группа 1 (Владимир Мау, Евгений Ясин) подготовила раздел 1., в котором меня заинтересовала гл.3.4. Ключевые меры по развитию сферы науки и инноваций. Оказалось, что из перечисленных 25 мер только две содержат слово «исследование» (Формирование национальной программы фундаментальных исследований и Программа развития доконкурентных исследований). Всё остальное – про закупку зарубежных технологий и меры по их внедрению. Именно это, оказывается, называется "инновационной политикой". Так что решение о ликвидации РАН было принято ещё в 2011г и было принято не по ошибке, а именно в связи с необходимостью прекратить проведение фундаментальных и прикладных исследований в РФ.

Ну теперь собственно о стиле управления, который, кажется, уместнее всего называть постмодернистким. Перечислю сразу его свойства:

1. Вторичность как ценность – установка на воспроизводство известного. Основана на уверенности в том, ничего нового произвести, придумать, создать нельзя в принципе – «всё уже сказано до нас». Эта установка характерна для т.н. эксплуатирующего типа социального характера, описанного Э.Фроммом. Такой тип характера возникает в условиях феодализма и позволяет человеку быть успешным именно в этих соц.-эк. отношениях. Его девиз: «Никакое благо нельзя создать, его можно лишь выкрасть хитростью или отнять силой».

2. Механицизм как объяснительная модель. Мир мыслится в терминах механического соединения частей, а не органического развития. Соответственно, под ростом понимается увеличение числа элементов объекта, его «разбухание», а не закономерное изменение структуры под влиянием новых задач, встающих перед организмом в ходе его жизнедеятельности. Реальные социальные организмы (например, институт школьного образования) представляются как дефектные, несовершенные, требующие замены органической ткани на механические части. Такой способ переживания реальности характерен для шизоидности и в рисуночных психодиагностических методиках проявляется в виде т.н. механических включений при изображении живых существ.

3. Насилие как универсальный способ решения проблем. Не связан с мотивацией причинения вреда, а определяется стремлением а) навязать свою волю, представления, чувства, б) разложить сложное целое на заданное конечное число элементов, в)  описывать сложное готовыми и простыми схемами, без анализа их релевантности объекту  («когнитивная простота»)

Теперь гипотеза о генезе этого стиля в современных условиях. Известно, что субкультура преступного сообщества относится к культуре общества как исторически более ранняя фаза к современной. В преступный мир рекрутируются люди с более ригидным аффектом и вязким интеллектом, чем у тех, кто попадает в область стат.нормы. Можно предположить, что выход из «тени» в 90е гг значительного числа представителей криминального сообщества привело к привнесению в культуру страны, во-первых, эстетических норм этой субкультуры (увлечение т.н. шансоном, например), а, во-вторых, появлению «идеологической надстройки», обслуживающей ценностную сферу и представления этой группы. Интеллектуальная переработка этих ценностей и представлений и аккумулирована в социально-экономических разработках группы ВШЭ.

И последнее. Правый край кривой нормального распределения интеллектуальных способностей – край людей с быстрым и гибким интеллектом и тонко дифференцированным аффектом при смещении культурной нормы в строну левого края, края криминальной субкультуры, оказывается как бы оторванным от основной массы тех, кто составляет центральную часть «колокола». Отсюда невозможность для большинства ориентироваться на уровень сложности решений, предлагаемых «когнитивно сложными», дополняемая активным неприятием этих решений теми, кто находиться на левом крае.

Теперь о симуляции. Именно так – «симуляция мозга» – определяется цель нового европейского исследовательского проекта, рассчитанного на 10 лет и затраты в 1 млрд.евро. То, что европейские нейрофизиологи решили привлечь к своим работам внимание европейских чиновников именно такой целью, мне представляется знаковым. Новая идеология – «мозг и сознание», сведение психических процессов к работе синапсов – является манифестацией утверждения постмодернизма как мировоззрения обывателя.

В России этот процесс зашёл дальше – симуляция мозговой деятельности определяет уже всю государственную политику.

Tags: гады
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments